Рассмотрев различные виды систем счисления, перейдем к рассмотрению конкретной системы счисления – двоичной. Ведь именно двоичная система счисления используется в компьютере.
Почему именно двоичная система счисления? Ответ прост:
Свет или есть (1), или его нет (О), третьего не дано!
Вспомним, что мы разбирали в теме "Виды систем счисления” и соотнесем эти знания с двоичной системой счисления.
У любой системы есть:
- алфавит (в двоичной он состоит из двух знаков – нуля и единицы, именно с их помощью записываются любые числа в этой системе),
- основание (т.к. знаков может быть всего два, основанием является число 2),
- базис (в этой системе он состоит из чисел вида 20, 21, 22, …, 2-1, 2-2, … ).
Рассмотрим теперь развернутую запись числа, но сначала вспомним, как она выглядит в нашей обычной десятичной системе:
235710 = 2*103 + 3*102 + 5*101 + 7*100 (здесь 10 – основание десятичной системы).
В двоичной же системе это будет выглядеть так (помним, что здесь только два знака – 1 и о):
10112 = 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 (здесь основанием системы является 2, поэтому везде умножаем на 2 в степени).
Напоминаю еще раз, откуда что здесь мы взяли:
- первая (слева направо) цифра – 1, за ней остается 3 знака в двоичной системе, поэтому получаем 1*23,
- вторая цифра – О, за ней остается 2 знака в двоичной системе, поэтому получаем 0*22,
- третья цифра – 1, за ней остается 1 знак в двоичной системе, поэтому получаем 1*21,
- четвертая цифра опять 1, за ней НЕТ знаков и это двоичная система, поэтому получаем 1*20.
Выполним указанные действия – возведение в степень и сложение (при этом помним, что при умножении на ноль всегда получаем ноль, и что любое число в нулевой степени, это всегда единица!). Получаем:
10112 = 1*23 + 0*22 + 1*21 +1*20 = 1*8 + 0*4 + 1*2 + 1*1 = 8 + 0 + 2 + 1 = 1110.
Ура! Мы научились переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную!!!! Всё легко и просто!
Еще один пример: 110102 = 1*24 + 1*23 + 0*22 +1*21 + 0*20 = 1*16 + 1*8 + 0*4 + 1*2 + 0*1 = 16 + 8 +0 + 2 +0 = 2610.
Обратите внимание: там, где был ноль, мы в итоге ноль и получаем! Поэтому на нули можно внимание не обращать и не писать их, тогда запись сократится: 110102 = 1*24 + 1*23 + 1*21 = 1*16 + 1*8 + 1*2 = 16 + 8 +2 = 2610.
Ну, а теперь способ перевода числа из десятичной системы в двоичную. Нам для этого надо выполнить обычное деление в столбик (но только нацело) и при этом выделить для себя остатки от деления. Чтобы не запутаться, всё деление выполнять лучше в одном примере: то есть получили ответ, его тут же делим опять, опять и опять. Выполним перевод 5710 = ?2. Выглядит это так:
Итак, поясняю. Во-первых, мы переводим в двоичное число, поэтому всякий раз делим на 2. Еще, нам нужно выделить все остатки.
- 57 делим на 2, получаем 28 и в остатке 1.
- Ответ 28 еще делится на 2, поэтому продолжаем деление. Ответ 14 и в остатке О.
- Ответ 14 еще делится на 2, поэтому продолжаем деление. Ответ 7 и в остатке О.
- Ответ 7 еще делится на 2, поэтому продолжаем деление. Ответ 3 и в остатке 1.
- Ответ 3 еще делится на 2, поэтому продолжаем деление. Ответ 1 и в остатке.
- Ответ 1 уже меньше 2, поэтому прекращаем деление. Выделяем ответ.
Теперь нам только нужно выделенные остатки записать в обратном порядке (т.е. справа налево). И выходит: 5710 = 1110012.
Совет
Очень часто ребята спрашивают: а зачем делить в столбик, если я этот пример и устно могу посчитать?
Поверьте, лучше писать, чтобы не запутаться, ведь не всегда бывают легкие примеры. Да и с остатками надо как-то определяться.
Давайте разберем один из непростых примеров перевода.Например, 6010 = ?2
Какую ошибку здесь чаще всего допускают? Делят 6 на 2 и получают в ответе 3, а не 30.
Запомните: пока вы не получили число (о или 1) как остаток от вычитания, выделить его вы не можете!!!
Попробуйте сами теперь выполнить перевод следующих чисел: 10002 = ?10, 10010 = ?2, 6110 = ?2
И еще одно задание. Переведите числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 из десятичной в двоичную систему и ответ запишите в виде таблицы (она нам еще много-много раз пригодится в дальнейшем), где в левом столбике десятичные числа, а в правом – их двоичная запись.
Когда в дальнейшем я буду объяснять вам решение задач, я приведу верное решение этих заданий.